Санкт-Петербург, ул. Б.Конюшенная, д.14 (812) 571-86-23


Орган опеки и попечительства: (812) 570-48-15

  • Навигация по сайту

    Лучший муниципальный сайт






















  • История МО Дворцовый округ

    Ни одно из Муниципальных образований Санкт-Петербурга не сможет сравнить­ся с муниципальным округом Дворцовый округ по количеству и разнообразию исторических культурных объектов, находящихся на его территории. История каждого переулка и каждого дома уникальна. Особенность Дворцового округа так же в том, что именно он собрал на своей территории представительства многочисленных религиозных конфеcсий. Предлагаем совершить небольшое путешествие по исторически местам округа.

    Граница округа проходит от слияния реки Фонтанки с рекой Невой до Невского проспекта, далее по оси Невского проспекта до Адмиралтейского проспекта, далее по оси Адмиралтейского проспекта до Дворцового проезда, далее по оси Дворцового проезда до реки Большой Невы, далее по оси реки Большой Невы, по оси реки Невы до реки Фонтанки.

    Как мы видим, осевой линией территории Дворцового округа можно считать четную сторону Невского проспекта, от дома № 2 до дома № 66. Поэтому справедливо начать наше путешествие именно с данной центральной маги­страли не только округа, но и, безусловно, всего Санкт-Петербурга. Свою биографию Невский проспект начинал как «Большая перспективная дорога», связывавшая район Адмиралтейства и, основанный в 1710 году, Александро-Невский монастырь с Новгородским трактом (единственная дорога, ведущая в город), который проходил по трассе современного Литовского проспекта. Протяженность Невского от Адмиралтейского проспекта до Александро-Невской лавры — четыре с лишним километра. Этот путь был нелёгким, дорогу часто размывало. И было принято решение проложить прямую трассу, «перспективу», от Адмиралтейства до Новгородского тракта по наикратчайшему расстоянию. Так наметилось направление Невского проспекта.

    Одновременно с началом строительства со своей стороны дорогу начали прокладывать монахи Александро-Невского монастыря. Таким образом, просеку стали пробивать с двух сторон, планируя соединиться на Новгородской дороге. Однако точно соединиться не удалось. В результате возник единственный поворот в районе площади Восстания.

     

     

    Отрезок от монастыря изначально назывался «Невская перспектива» и строился с 1712 по 1718 год. Полностью он был закончен в 1720 году и стал называться «Большая перспектива».

    «Большая перспектива» стала главной дорогой Петербурга. Именно по ней, как говорилось в указе от 1726 года, «всегда как приезд, так и въезд чужестранным и российским подданным отовсюду в Санкт-Петербурге имеется». В 1738 г. «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» приняла решение переименовать «Большую Перспективную» дорогу в «Невскую перспективу». Таким образом, название своё Невский проспект получил не от реки Невы, а от Александро-Невской лавры. Так закладывалась главная духовная магистраль нашего города.

    На современном Невском проспекте и площадях, прилегающих к нему, расположены театры, концертные залы, музеи, библиотеки, кинотеатры. Проспект играет огромную роль в культурной и общественной жизни города. Не случайно еще в пушкинское время Невский называли улицей «умственной, книжной, духовной». На Невском проспекте мы видим различные храмы — православный Казанский собор, голландскую церковь, лютеранский собор святых Петра и Павла, католический костел святой Екатерины, Армянскую церковь. Интересно, что Александр Дюма, побывавший в Петербурге в 1858 году, во время своего путешествия по России назвал Невский проспект «улицей веротерпимости».

    Возвращаясь к истокам формирования многонациональной, мультикультурной и многоконфессиональной структуры Петербурга, важно отметить ключевое историческое событие - издание Манифеста от 16 апреля 1702 года. Петр I остро нуждался в помощи иностранных специалистов для реформирова­ния своей страны и строительства новой русской столицы. Чтобы привлечь иноземных профессионалов Петр наделил иностранцев многими привилегиями, в том числе (Манифестом от 16 апреля 1702 года) он даровал им свободу вероисповедания. Этот документ оказал огромное влияние на формирование, как архитектурного образа Петербурга, так и общественную и, конечно, духовную атмосферу города.

    Екатерина II, стремясь показать свою веротерпимость, распорядилась об устройстве храмов различных конфессий на Невском проспекте. В Пушкинские же времена эта идея активно развивалось и воплощалась в жизнь. Мимо одного из таких храмов, Голландской церкви (Невский пр., д. 20, построена в 1834-1836 гг. архитектором П. Жако), дойдем до немецкого кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла (Петрикирхе) (Невский пр., между домами 22 и 24). Здание собора построено в 1833—1838 годах по проекту архитектора А. П. Брюллова на том месте, где стояла старая однобашенная кирха, возведенная в 1728 году. При сооружении нового церковного здания было сохранено прежнее пространственно-композиционное решение. Церковь расположена в глубине участка.

    Сегодня при Соборе успешно действует «Русско-Немецкий центр встреч при Петрикирхе Санкт-Петербург», главной задачей которого является возрождение и развитие в Санкт-Петербурге культурного наследия российских немцев, а также организация встреч между российскими немцами и представителями других национальностей.

    В приветственной речи к открытию церковного и культурного Центра при Петрикирхе (31 октября 1992 г.) Хорст Ваффеншмидт (в 1982—1997 гг. — парламентский статс-секретарь в Министерстве внутренних дел Германии, уполномоченный федерального правительства по делам переселенцев (1988— 1998 гг.)): «Пусть здесь будет и останется маяк российско-германского сотрудничества и дружбы! Никогда больше нельзя допустить разделяющей наши народы вражды; когда Россия и Германия сотрудничают, укрепляется мир в Европе!»

    Д-р Георг Кречмар - Епископ ЕЛЦ: «В Евангелическо-лютеранской Церкви в России в течение столетий было достаточно места для всех народов и языков. Сотрудничество русских и немцев (в том числе и из других стран) всегда было неотъемлемой чертой Санкт-Петербурга и особенно «Петрикирхи». Сохранение этих традиций в союзе с горожанами и другими Церквями было и остается девизом на пользу нашей Церкви».

    Пастор Маттиас Цирольд: «В настоящее время важнейшим направлением в работе Центра является работа с молодежью - это надконфессиональные встречи, призванные объединить и поддержать молодых людей разных национальностей, которые в сегодняшней переломной ситуации в экономике и в обществе особенно нуждаются в помощи при поиске своего места в профессиональной и личной жизни, и, конечно, духовной поддержке. Нами разработан целый ряд специальных молодежных программ, которые успешно работают. Мы активно сотрудничаем с Комитетом по внешним связям Правительства СПб в рамках реализации Программы «Толерантность».

    Позади храма — здание немецкого Училища святого Петра — «Петершуле»,

    основанного в 1710 году. Особую славу стяжала себе созданная в 1762 году при общине гуманистическая гимназия, в которой, несмотря на преподавание на немецком языке, учились дети разных национальностей, в том числе целый ряд впоследствии крупных деятелей русской культуры. Среди воспитанников этого учебного заведения в разное время были архитектор К. И. Росси, композитор М. П. Мусоргский, известный медик К. А. Раухфус, скульптор Р. - Р. Бах и многие другие известные деятели отечественной науки и культуры. Здесь когда-то обучался игре на органе молодой П. И. Чайковский, а значительно позднее — в марте 1880 года — композитор присутствовал в зале «Петершуле» на торжественном концерте, составленном из его произведений.

    Пройдя на один дом вперед, мы с Вами попадем на Большую Конюшенную улицу, которая появилась в 30-е годы XVIII века. Первоначально улица была застроена деревянными домами, принадлежащими приезжим в Санкт-Петербург европейцам. Благодаря им между Мойкой и Б. Конюшенной улицей возникло несколько церквей. В 1739 году был издан указ о сносе деревянных домов и строительстве на их месте одно- и двухэтажных каменных зданий. А в 1761 году императрица Елизавета Петровна своим указом запретила строительство в центре города деревянных домов. В 1803-1805 годах построено новое каменное здание финской церкви святой Марии (ул. Б. Конюшенная, д. 6А) по проекту Г. X. Паульсена. Церковь святой Марии евангелическо-лютеранского вероисповедания, финского прихода. В настоящее время действующий приход ЕЛЦИ, главный финский лютеранский приход Санкт-Петербурга. Улица Большая Конюшенная берет свое начало от Конюшенной площади.

    Здание на Конюшенной площади у канала Грибоедова (тогда Екатерининского) было построено в 1720-1724 годах по проекту Н. Гербеля. В 1736 году в связи с желанием служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела создать здесь церковь. Именно тогда в палате над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного, называемая также Конюшенной (Конюшенная пл., д. 1). Её автор, предположительно, Доменико Трезини. Освятили церковь в 1737 году. По желанию Анны Иоанновны сюда из Византии перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение.

    В 1746 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны здание церкви перестраивают в камень, освятили его в 1747 году.

    В начале XIX века старый храм уже не соответствовал новым требованиям облика столицы. Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817-1823 годах она перестраивалась. В 1837 году произошла дуэль с участием Александра Сергеевича Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен. Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года. Особое разрешение на это дал Николай I. 2 мая 1857 года здесь осуществляли панихиду по М.И.Глинке.

    После 1917 года храм был разграблен, в 1919 году — закрыт. В 1923 году здесь открыли Клуб конной милиции. Памятная доска на фасаде здания напоминает о том, что «В 1933-1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ», 28-е отделение милиции и НИИ «Гидропроект». Библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены. Конюшенная церковь возвращена верующим в 1991 году. К 1999 году проведена реставрация. В настоящее время каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А.С. Пушкину.

    С Большой Конюшенной по Шведскому переулку можно пройти на параллельную ей Малую Конюшенную улицу. Здесь мы видим здание Шведской церкви святой Екатерины (ул. М. Конюшенная, д. 1), которую построила шведская община в 1767-1769 годах по проекту Ю.М. Фельтена. Для подхода к ней и был проложен переулок. На его углу в 1771 году было построено жилое здание, в 1792-1793 годах вдоль М. Конюшенной улицы ещё два, в которых поселились священники и служители, часть помещений сдавалась в наём. В 1863-1865 годах по проекту К.К. Андерсона построено новое здание церкви. К концу XIX века шведский приход насчитывал около 7 тыс. человек. Среди прихожан были К.К. Андерсон, семья Нобелей, Лидвали, К.Г. Маннергейм. Церковь посещали шведские короли Густав III, Густав IV Адольф, Оскар II, Густав V. В 1936 году церковь была закрыта и переделана под спортзал. Здесь был открыт Дом физической культуры имени Героя Советского Союза В.Я. Мягкова. В 1960 году в здании было установлено межэтажное перекрытие. В 1991 году в части здания возобновились богослужения, кроме того здесь работала спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва по художественной гимнастике. В 2002 году здание полностью передано шведской общине.

    По Малой Конюшенной мы снова выходим на Невский проспект, и перед нами открывается вид на величественное здание с широко распахнутой в сторону Невского колоннадой. Это Казанский Кафедральный собор. Уникальный памятник русской архитектуры, собор сооружен в 1801 — 1811 годах по проекту А. Н. Воронихина. С возведением Казанского собора Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью.

    Еще при Петре I в Санкт-Петербург из Москвы привезли Казанскую икону, принадлежавшую царице Прасковии Федоровне, родственнице Петра. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в специально для нее новопостроенный Казанский собор. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

    После 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченый шар со шпилем. В 1932 году здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. К 2003 году (к 300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского собора отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

    Если встать спиной к Казанскому собору, прямо по каналу Грибоедова нам откроется удивительный по красоте вид Храма Воскресения Христова (Спас на крови). Построен по проекту архитектора А. А. Парланда по указанию Александра III и решению Синода в 1907 г. на месте трагической гибели императора Александра II. Храм возведен как общенародный музей-памятник Александру II. Назначение памятника определило не только его архитектурно-художественное решение, уникальность коллекций мозаик, камня, ювелирных эмалей и т.д., но и его подчиненность - Министерству Внутренних дел. С 1918 года здание использовалось только как культовый объект, а с 1930 по 1970 гг. в качестве склада, что нанесло значительный ущерб художественно-декоративному убранству. В 1970 г. Храм Спас на крови становится филиалом музея «Исаакиевский собор». В 1997 году после завершения основных реставрационных работ, храм, восстановив статус музея-памятника, открыл двери для посетителей. Собор увековечил память императора Александра II, его реформаторский курс преобразований.

    К северу от Спаса на Крови расположена бывшая часовня Иверской иконы Божьей Матери ризницы Воскресенского собора (наб. канала Грибоедова, д. 2А). Часовня была построенная в 1907 г. (год завершения работ по возведению храма Воскресения Христова) по проекту архитектора А. А. Парланда. Освящена 27 апреля 1908 г. В ней были помещены пожертвования, поступившие во время постройки храма Спас на крови со всей России, и среди них - «Распятие», приписывавшееся В.Л. Боровиковскому, множество старинных образов. В ноябре 1930 г. часовня была закрыта.

    Закончим мы наше путешествие вновь на Невском проспекте. По адресу Невский пр., д. 32-34 располагается католический Костёл Святой Екатерины. Этот участок земли получила петербургская католическая община в 1738 году по указу Анны Иоанновны. Появление этой общины на Невском проспекте связано ещё с желанием Петра I разместить на главной улице города церкви разных конфессий, привлечь в город людей разной веры. Здесь сразу построили временный деревянный молитвенный дом. В 1763-1783 годах по проектам Ж.Б. Валлен-Деламота и Антонио Ринальди построен костёл святой Екатерины. Сегодня это самый большой и самый старший из всех католических храмов в России. Освятили церковь 7 октября 1783 года. Назвали её в честь Святой Екатерины Александрийской, мученицы, покровительницы Екатерины II. В 1798 году в храме был захоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, который провёл в Санкт-Петербурге свои последние годы жизни. В 1813 году здесь был похоронен французский генерал Жан Виктор Моро. В 1829 году здесь венчался архитектор О. Монферран. В январе 1837 года в храме состоялась свадьба Ж. Дантеса и Е. Гончаровой — сестры супруги А.С. Пушкина. В 1858 году здесь отпевали О. Монферрана, тогда же здесь перезахоронили привезённые из Парижа останки польского короля Станислава Лещинского. В 1894-1895 годах дома при соборе достроили до пяти этажей. После революции церковь закрыли, использовали как склад. Затем здесь открыли филиал Ленинградской филармонии. В 1922 году в Польшу перенесли останки Станислава Лещинского, а в 1938 году — останки Станислава Августа Понятовского.

    В 1992 году храм был снова открыт для прихожан. Здесь открылась воскресная школа, здание отреставрировано. Открытие церкви состоялось 11 мая 2003 года.

    Между домами № 40 и 42 по Невскому проспекту находится католическая Армяно-григорианская церковь св. Екатерины. В северной столице предприимчивые армянские купцы обосновались вскоре после ее основания и уже в 1710 создали свою общину, которая собиралась в частных домах, где сперва служил священник, приезжавший из Москвы, а с 1730 - собственный. В 1760-х во главе армянской общины встал богач Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян). По его ходатайству Екатерина II издала 2 мая 1770 указ, позволявший «торгующим и военнослужащим армянам» построить храмы в Петербурге и Москве. Через три недели Императрица отвела место на Невском, против Гостиного двора. Кроме престольного праздника особо торжественным было богослужение 30 июня - в день свт. Григория Просветителя, патрона армян, когда в храме собиралась почти вся столичная колония, насчитывавшая перед революцией около 2500 человек. Церковь закрыта в конце в мае 1930 и в 1931-1934 разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны - мастерская декораций театра музыкальной комедии. В 1990 армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви, и 14 марта 1993 в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация. Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 Патриарх-Католикос Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи свт. Григория.

    Таким образом, мы с вами совершили краткое культурное путешествие по знаковым местам Дворцового округа. Мы увидели многообразие и одновремен­но тесное соседство различных культур, народов, религий. 

  • Метрика  

  • Облако тэгов

Наверх