191186, г. Санкт-Петербург
ул. Большая Конюшенная д.14
т./ф. +7 (812) 571-86-23
info@dvortsovy.spb.ru
Версия
для слабовидящих
Меню
Изобретателю трамвая Ф.А. Пироцкому – 176 лет

Изобретателю трамвая Ф.А. Пироцкому – 176 лет

01.03.2021

1 марта 2021 года исполняется 176 лет со дня рождения изобретателя электрического трамвая Фёдора Аполлоновича Пироцкого. В 1880 году благодаря успешному эксперименту петербургского инженера в Дегтярном переулке «впервые был двинут вагон электрической силою». Так наш город стал родиной трамвая, а имя Пироцкого вошло в историю, ведь изобретатель создал действительно уникальный и прогрессивный вид транспорта, опередив время на несколько десятилетий.  В память о знаменательном открытии сквер в Дегтярном переулке носит имя легендарного инженера.

В 1870-е гг. штабс-капитан Пироцкий, служивший в Главном артиллерийском управлении, познакомился с работами по применению электричества в военном деле. Электротехника и передача электроэнергии на расстояние увлекла инженера, и он в свободное от службы время ставил на полигоне серию опытов, в ходе которых удалось передать энергию двигателю, расположенному сначала в 32 метрах от генератора, потом в 50, а затем и в 215 метрах.

Летом 1876 года на заброшенной ветке железной дороги, ведущей от Сестрорецка к пристани, Пироцкий заставил работать двигатель, находившийся уже в километре от источника питания. Таким образом, изобретатель пришёл к выводу, что электроэнергия, передаваемая   на расстояние, может заставить вращаться колёса экипажа, движущегося по рельсам. Пироцкий подал «заявку на привилегию» и изложил свои выводы в статье. 

В 1880 году опыты передачи электроэнергии по системе Пироцкого были продемонстрированы на первой электротехнической выставке в Соляном городке (в районе нынешней ул. Пестеля). А уже 22 августа (3 сентября по новому стилю) 1880 года в прессе появилось легендарное сообщение: «…в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России  двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колёса вагона». Для этого опыта был использован вагон, переделанный из вагона конки с империалом. Несмотря на большую нагрузку - 40 пассажиров – он двигался со скоростью около 36 км/ч.

Однако появление электрического трамвая было невыгодно городским монополистам, владельцам конно-железных дорог. Поэтому, несмотря на дальнейшее распространение трамвая в мире, в Российской империи его внедрение задерживалось. Пионером оказался в 1892 году Киев.  В Петербурге же, на родине изобретения, эксплуатация электрического трамвая началась только в 1907 году -  после того, как в результате судебных тяжб город выкупил права у владельцев конно-железных дорог. К сожалению, сам Пироцкий до этого момента не дожил.

В наши дни имя изобретателя трамвая увековечено в названии сквера напротив «Невской ратуши», расположенного на пересечении Кирочной, Новгородской улицы и Дегтярного переулка, где Фёдор Пироцкий с успехом проводил свои опыты по запуску первого в мире трамвая.

Посетителям Музея городского электрического транспорта об эксперименте Фёдора Пироцкого напоминает копия вагона конки под номером 114.  «Конка» именно с таким номером была задействована в опытах инженера в 1880 году в Дегтярном переулке.